декорирование стекла и керамики

Цвет изделий строительной и хозяйственно-бытовой керамики оказывает большое влияние на психологическое состояние человека. Теплый и спокойный естественный цвет глины, присущий гончарным, терракотовым изделиям, хорошо подходит для фасада зданий, домашней утвари, выполненной в деревенском стиле. В тоже время темный фон керамики, изготовленной из красножгущихся глин, не дает возможности использовать всю цветовую гамму для создания многоцветных рисунков. Поэтому так много работали древние мастера над совершенствованием майолики, покрывая изделие глухими глазурями или белым ангобом, расписывая цветными глазурями. В том числе и поэтому таким успехом пользовался белый китайский фарфор с многоцветными росписями. Проблема получения и нанесения керамических красок была настолько острой, что уже в XIX в. возникли отдельные производства, выпускающие краски и наносящие их на изделия.

Основная сложность изготовления керамических красок - это получение (синтез) пигментов, не теряющих цвета при высокой температуре, мало растворяющихся в высокотемпературном глазурном расплаве. В качестве пигментов для керамики издревле использовали минеральные краски, начиная с наиболее распространенного в природе оксида железа. С развитием керамической технологии пигменты стали производить из нескольких оксидов. Оказалось, что окрашенных или способных окрашиваться при реакции с окрашенным оксидом кристаллических веществ не так уж много. Это тугоплавкие оксиды (алюминия, циркония), шпинели - так называемые двойные оксиды, гранаты - тройные оксиды, силикаты. Среди них наиболее ценны вещества с высоким показателем преломления, так как цвет покрытия зависит от отражающей способности кристалла пигмента в прозрачной матрице стекла глазури. Именно на их основе синтезируют сейчас пигменты для производства керамических красок. В качестве окрашивающих оксидов, вступающих в соединение с основой (силикатом, оксидом и т.д.), применяют в основном соединения переходных металлов - железа, никеля, хрома, кобальта и др.

Синтез пигментов заключается в смешивании основных компонентов, их обжиге при температурах от 900 до 1400 о С, измельчении, промывки и помоле. Корректировку цветового оттенка и плавкости осуществляют введением оттеночных средств и флюсов. Смешивание основных компонентов керамических красок чаще всего производят совместным помолом, но возможно также химические методы (соосаждение из растворов) получения красок.

Керамические краски представляют собой смесь окрашивающих (пигменты), стеклообразующих (флюсы) и оттеночных компонентов. В качестве флюсов используют фритты, глазури, полевые шпаты, в качестве оттеночных средств - прокаленный кварц, обожженный каолин, фарфоровый бой и некоторые оксиды (кремнезем, глинозем, оксид цинка). Для декорирования керамики применяют три типа керамических красок: подглазурные, надглазурные, внутриглазурные (межглазурные). Для нанесения красок на изделие в порошок добавляют вязкую среду, представляющую собой масла или водорастворимые полимеры.

Подглазурные краски наносятся на сырое или предварительно обожженное изделие. Их цветовая палитра ограничена устойчивостью красок к действию высокой температуры и разной газовой среды. В России различают 2 группы подглазурных керамических красок: для фаянса, майолики и каменной керамики с температурой второго обжига до 1250 о С и для каменной керамики и фарфора с температурой второго обжига выше 1250 о С. Это деление довольно условно.

Для подглазурного декорирования используют также соли - растворы нитратов, хлоридов и сульфатаов металлов с добавками вязких веществ (декстрин, сахар, глицерин и т.п.). Соли позволяют получать мягкие акварельные рисунки с расплывом контура. Смешиванием основных растворов солей составляют цветовую палитру, оттенки и яркость цветов регулируют концентрацией солей.

Надглазурные краски наносят на глазурованное изделие, прошедшее второй обжиг. Для их закрепления на поверхности глазури проводят третий обжиг, называемый декорирующим или муфельным. Его лучше проводить в муфельной газовой или электрической печи, где практически исключено негативное влияние восстановительной газовой среды на пигменты.

Надглазурные краски обладают широкой палитрой цветов, так как температура третьего обжига невысока относительно обжига подглазурных красок. В России различают 3 группы надглазурных красок с температурами обжига 775±15 о С, 805±15 о С и 815±10 о С. В Европе пользуются классификацией красок на 2 группы с температурами обжига 650-850 о С и выше 850 о С. Так как краски закрепляются на поверхности глазури, то флюсы, применяемые в них, должны отвечать следующим требованиям. Флюс должен придавать хороший блеск краске, исключение составляют краски с матовым эффектом. Флюс должен обеспечивать необходимое сцепление с поверхностью глазури и не ухудшать окрашивающие свойства пигмента. В качестве флюсов для надглазурных красок применяют прозрачные бесцветные стекла.

К надглазурным краскам предъявляются жесткие гигиенические требования, так как именно они содержат наиболее вредные для организма вещества и часто непосредственно контактируют с пищей. Их безопасность характеризуют устойчивостью к действию кислот (обычно к раствору уксусной кислоты): после продолжительного действия кислоты измеряют концентрацию переходящих в раствор ионов (например, свинца, кадмия, селена), относя ее к площади рисунка, нанесенного на изделие.Измеренные значения выделения ионов металлов не должны превышать значений, установленных гигиеническими нормативами.

декорирование стекла и керамики

Краски содержат примерно 20% пигмента. Коллекция красок, подобранная по оттенкам и условиям нанесения (температуре и др.) составляет палитру-основу для работы декоратора - художника или дизайнера. Толщина слоя краски до обжига составляет 50 - 100 мкм, после обжига - 20 мкм.

С давних времен особой популярностью пользуются люстры - тонкие пленки металлов и их оксидов с характерным жемчужным или перламутровым блеском. Для создания такого эффекта на глазурованное обоженное изделие наносят резинаты (смоляные мыла) металлов, которые получают сплавлением нитратов тяжелых металлов с канифолью и растворением в масле, скипидаре. В процессе обжига при температурах 700 - 750 о С соединения металлов образуют тонкие блестящие пленки.

Подлинный блеск драгоценностей получают, нанося на слой глазури препараты драгоценных металлов - золота, платины, серебра. Они бывают в жидком и порошкообразном виде. Жидкие препараты - это суспензии в различных органических средах органических соединений металлов или собственно металлов, находящихся в тонкодисперсном состоянии. Например, жидкое золото - это органические соединения золота (резинат золота, харц) с добавками, растворенные в смеси нитробензола, хлороформа и эфирных масел.

Отечественный препарат жидкого золота, разработанный в России в 20-х годах прошлого века, является одним из лучших препаратов в мире.

По содержанию золота жидкие препараты различаются на препараты 10% и 12% концентрации. Препараты жидкого серебра содержат около 20% металла, но применяются крайне редко. Для получения серебряных покрытий используют препараты платины или палладия.

Для надглазурного декорирования иногда применяют особые надглазурные эмали - смесь надглазурных красок с вязким флюсом, позволяющим сохранять при обжиге четкие контуры. Особое значение имеют внутриглазурные или межглазурные керамические краски. которые в процессе третьего обжига вплавляются в глазурь. Они отличаются высокими температурами третьего обжига (поэтому их по-другому называют красками высокого огня) и обладают повышенной стойкостью.

Различие между тремя типами керамических красок отражено в их характеристиках, приведенных в таблице.

ЯРМАРКА ПОДАРКОВ РУЧНОЙ РАБОТЫ


Описание video материала:
Выставочный зал АВАНГАРД приглашает Вас посетить наши ежемесячные HandMade-ярмарки!
2 мин. от м.Домодедовская.Уникальные вещи ручной работы.
У нас Вы увидите изделия ручной работы: игрушки, украшения из пластика, войлока, стекла, аксессуары, косметика и мыло ручной работы, необычная одежда, авторские куклы Тильда, магниты, сумки, керамика, текстильные и вязаные изделия, сувениры со всего света.

Мастер-классы для всех возрастов: роспись стекла, декорирование одежды, мыловарение, роспись пряников, декупаж, мармарирование, бисероплетение, валяние иг..