традиционная тряпичная кукла своими руками

Игра и игрушка это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местной художественной традиции, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее место рождения. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить как сувенир и подарок к празднику.

Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Русская тряпичная кукла.

Народный костюм для куклы.

Кукла как символ становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла.

Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

В Воронежской губернии их преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут: Чтобы дети были у вас хорошие да много.

Ею играли дети в каждой семье, особенно деревенской; в их избах их было до сотни!

Таких кукол дети начинали вертеть с пяти лет. Свертывали в скалку любой кусочек ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой и вот простейшая кукла готова.

С большим старанием куклу рядили, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутков ткани выглядели они как настоящая одежда. Часто кукольные наряды и головные уборы были этнографически точны. Кукле обязательно пришивали косу. А вот лицо не делали она оставалась безликой. Но почему же, однако, при всем тщательном исполнении одежды, куклы оставались безликими?

Безликость - следы древней обережной роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть молодухе, пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.

До наших дней дожила в Воронежской области удивительная традиция изготовления зольной куклы. Голову куклы они делают из твердого шарика золы, завернутого в большую тряпицу. Толстенькое туловище пеленают, накладывают груди и плотных шариков ваты и обряжают куклу в яркую юбку и передник.

В Орловской губернии делали тряпичную куклу небольшого размера, с ладошку высотой, из туго набитой прямоугольной подушечки с пришитыми к ней трубочками ручками и ножками. Наряжали ее исключительно в клетчатые одежды: поневу, передник, платок.

В Смоленском уезде можно было встретить тряпичную куклу, голова и туловище которой были набиты песком или опилками.

В Нижегородской, Архангельской губерниях, в Приуралье делали более сложные тряпичные куклы. В них выдерживались пропорции фигур человека

(с руками, ногами, а позже лицом). Это были куклы-образы: парень, барыня, царица.

С давних времен множество кукол мастерили на Руси. На протяжении нескольких столетий центром изготовления игрушки был подмосковный город Сергиев Посад.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

- сам процесс изготовления приносит радость;

- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);

- изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает. Т.е. осваивает различные социальные роли.

- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию.

Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению на игровые, обереги и этнографические; по образу на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления на сшивную и несшивную (закрутку):

- кукла - пеленашка из обычного женского платка. Теплая, мягкая, удобная в руках ребенка (тактильная память), сохраняла ощущение присутствия матери

(2 3 года).

- кукла скатка - за основу этой игрушки бралась полонянка (низ сложить вдвое) плотно скрутить, Все заматывалось нитками; голова охватывалась белой тряпочкой.

- кукла закрутка безликая (либо вышивался крест). Мужские персонажи заменяли прутиком. И только к Х1Х в. стали мастерить мужские игрушки.

Практические советы:

- использовать простейшие конструкции куклы;

- употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут;

- строго следить за правилами экономии материала;

- в работе применять прямые и косые кусочки ткани;

Авторская кукла 2. Эскиз, каркас


Описание video материала:
Воплощаем задуманный образ куклы в эскизе работы. Делаем проволочный каркас.

Автор и ведущая - Ольга Егупец
Режиссер и оператор - Александр Егупец
Режиссер монтажа - Сергей Вилькоцкий