тюнинг уаз 31512 своими руками

Автор: Каримов Евгений // Фото: Давидович Илья

Сегодня так и непонятно, кто именно выдал знаменитое: В России две беды дураки и дороги. Чаще всего авторство приписывают Гоголю, немного реже Карамзину, ещё реже Салтыкову-Щедрину. Но сказать, кто именно сказал эту фразу, невозможно

Равно как и неизвестно, вправду ли существовали некие японцы, которые, увидев в далёких 70-х годах прошлого века наш отечественный УАЗ 469, сказали не менее знаменитое: Что только русские не придумают, лишь бы дорог не строить. Как бы там ни было на самом деле, но сошлись две реальности: творение инженеров получилось достойным ответом на одну из наших бед. Действительно, а зачем строить дороги, если есть такой, чуть ли не железобетонный агрегат, которому безразлично, где ехать? Автомобиль, которым водитель не столько управляет, сколько выполняет тяжёлую физическую работу. Вот и посмотрим, как УАЗ 31512 способен противостоять плохим дорогам.

Это ключ зажигания. Просто ключ. Его надо вставить в замок зажигания и повернуть. И если всё остальное исправно, то двигатель уазика заведётся. Других функций данный ключ не выполняет. Для замков дверей, а на уазике есть и такие, предусмотрен другой ключ. Иммобилизатором автомобиль не оборудован, а в качестве замены подойдёт универсальное средство обычная отвёртка.

Дизайн утилитарного внедорожника хотя и не примитивный, но явно простой. По всей видимости, художники (да-да, в те годы за слово дизайнер можно было угодить куда-то далеко, поэтому были только художники) и макетчики испытывали определённый дефицит рабочего инструмента. Поэтому первые в руках держали лишь простые карандаши, а вторые получили три инструмента: топор, рубанок и напильник, которым делали окончательную обработку, после того как сначала топором обрубили куски железа, а потом их рубанком обстругали. Наверное поэтому кузов не то чтобы собран плохо, он таким и был задуман: с огромными щелями по всему периметру, с разными стыками и зазорами. Одно хорошо в таком решении проблема вентиляции салона решена кардинально! Даже можно не снимать боковые окна, которые, кстати, убираются лишь с помощью рожкового ключа. И никак иначе.

Посторонним не входить!

Сиденья. Скажем честно сидеть в них можно. На этом их достоинства заканчиваются. Вам, например, приходилось регулировать положение сиденья с помощью гаечного ключа?

Руль. Об этом стоит упомянуть отдельно, ведь вы вряд ли где ещё видели огромную, диаметром более полуметра, баранку, толщина обода которой едва достигает сантиметра! Обод держится на трёх тонюсеньких спицах. Единственная прелесть такой баранки она в любом положении не перекрывает щиток приборов. А знаете, почему? Думаете, что из-за небольшой толщины руля он не шибко мешает? Как бы не так! Дело в том, что приборы в уазике расположены далеко от баранки по центру панели приборов. Панель приборов. слова то какие! Как их можно приписать к этой машине? Нет. Панель приборов на уазике вымерла как класс. На голом железе сделали несколько дырок, куда врезали спидометр и несколько контрольных датчиков. Приборы суровые, читаются легко даже в столь непривычном месте.

1. Интересно, кто это творение железных дел мастеров обозвал панель приборов? Несколько приборов, три лампочки, куча всяких переключателей, о назначении которых можно узнать лишь после того, как переключишь их.

2. Четыре прибора дают полную информацию о текущем состоянии двигателя. Жаль, что в УАЗ 31512 не предусмотрен тахометр.

3. Эта большая железная ручка единственное приспособление, которое может помочь переднему пассажиру удержаться на своём месте во время езды по бездорожью. Ведь ремней безопасности в этом авто нет! Под ручкой расположена штурманская лампа. Тоже из железа.

Смотрим дальше. Ниже железной панели, в которую врезаны приборы, висит чёрная железка. Это печка. Она включается одним из железных тумблеров, расположенных где-то под панелью. Там этих тумблеров спрятано как в вертолёте. И все они не подписаны, поэтому, прежде чем, к примеру, включить печку, попутно можно включить и дворники, и освещение, и уровни топлива в баках.

Но больше всего человека, который всю жизнь ездил лишь на современных авто с АКПП, поразит частокол рычагов, торчащий вертикально посреди салона, четыре рычага ручник, два от раздатки и один от КПП. Всем привычно орудовать стоящим вертикально рычагом ручника? А ведь это не самая большая проблема в управлении уазиком. Главное проехать на нём. Это нелегко.

1. Народная молва гласит, что в уазике всё должно держаться на проволоке. Хозяин данного авто долго искал место, где применить этот продукт сталелитейного производства. И придумал закрепил проволокой колонки! Зато теперь у него всегда с собой запас этой незаменимой запчасти! К слову, деревянная колонка советского производства от магнитофона Комета-225 выдаёт отличное качество звука даже от китайской головы.

2. Штатный прожектор! Многие джиперы или мечтают о таком, или ставят, а потом бегают в УДП узаконивать его.

В составе танковой колонны

Сами посудите: как можно ездить по асфальтированным дорогам в автомобиле, при создании которого необходимо было удовлетворить требование заказчика способность передвигаться по пересечённой местности в составе танковой колонны? Правильный ответ: на эвакуаторе. Однако кругом таскать с собой эвакуатор накладно, а ездить надо. Поэтому придётся сесть за баранку этого пылесоса, методом научного тыка разобраться с назначением многочисленных рычагов, тумблеров и выключателей. И попытаться поехать.

Выжимаю педаль сцепления, висящую очень высоко над полом, хватаю набалдашник рычага КПП и, наивный, делаю плавное движение рукой в надежде включить первую передачу. Но коробка сказала хррысь, что перевести можно как ваша фамилия Веточкин обломитесь. Ладно, делаю вторую попытку сильной рукой хватаю рычаг, делаю движение рычагом в сторону включения второй передачи до знакомого хррысь и тут же резко включаю первую. Ура! Воткнул. Отпускаю сцепление, добавляю газ, уазик, скрипнув всем своим скелетом, прыгнул навстречу приключениям.

А приключений хватало. Кто говорил, что уазик тихоход? Конечно, полторы-две сотни километров в час он не выдаёт. Но и тех 120 км/ч, на которых способен передвигаться по дороге этот автомобиль, хватает для получения избыточной дозы адреналина. Мощности мотора хватает для относительно резвой езды. Но к движению на большой скорости не располагает очень сильный шум. При этом выявить источник шума нетрудно, потому что главный источник шума в УАЗ 31512 это УАЗ 31512. Трудно найти в этой машине деталь или узел, которые бы сохраняли тишину во время движения. Автомобиль не ушатанный, не разболтанный, но на скорости больше 90-100 км/ч шумит и гремит всё! Рычаги трясутся и звенят, двигатель работает на оборотах и рычит, зубастая внедорожная резина на асфальте воет, как волк на луну. Где-то под сиденьями тоскливо плачут обе коробки передач. И встречный поток воздуха, разрываемый грубой силой железного корпуса ульяновского армейского внедорожника, буквально орёт где-то над ушами водителя и пассажиров.

Главный источник шума в УАЗ 31512 это сам УАЗ 31512. Трудно найти в этой машине деталь или узел, которые бы сохраняли тишину во время движения. Здесь шумит и гремит всё!

Но не только шум делает езду на УАЗе сомнительным удовольствием. Жёсткая зависимая рессорная подвеска даёт возможность почувствовать даже самую маленькую неровность. Правда, дорогу машина держит неплохо, хотя и сильно кренится. Управляемость интересная. Руль дубовый. Чтобы повернуть баранку на месте, надо приложить немало усилий. Гидрача нет. Но к этому быстро привыкаешь, а потом начинаешь вписываться в повороты, как на нормальной машине.

Особых слов заслуживает тормозная система. Барабанные тормоза на всех колёсах очень неэффективны. В общем, для езды по асфальту машина приспособлена мало. А как с бездорожьем?

Всё очень просто. То, что нормальный человек считает бездорожьем, водитель уазика воспринимает как обычную дорогу. Этот, извините за выражение, автомобиль, способен ездить там, где водителю становится реально страшно. Если у уазика не перегреется бензонасос и мотор не заглохнет, то машина будет пусть медленно, но упорно ползти вперёд, чихая на все преграды, к которым нормальный человек не смог бы даже приблизиться. Небольшая масса, тяговитый двигатель, отличная геометрия кузова и грязевая резина позволяют лезть напропалую в самые глухие места. А чего вы хотели от автомобиля, который должен был быть готовым к любому случаю, в том числе и к такому, как возможность дальнейшего движения после наезда на противопехотную мину. И все эти требования были продиктованы далеко не рынком, а Министерством обороны СССР. Вот так-то.

Эпилог

Смотрю я на уазик и одного не пойму: зачем на этом транспорте люди ездят по городу? А главное как не боятся это делать? Отчаянные люди! А с другой стороны, такая машина хороша в качестве второго автомобиля в семье. Как раз для вылазок на природу. Ведь на УАЗе можно забраться в такие дебри, куда вряд ли способен заехать другой стандартный внедорожник. Главное, чтобы уазик не сломался по пути в эти самые заповедные места.

Стеклоподъемник УАЗ 3153(внутр)


Описание video материала:
I created this video with the YouTube Video Editor (http://www.youtube.com/editor)