тюнинг масштабных моделей своими руками

Имя: Ренат

Привет всем.

Решил я тут в начале октября 2012 года озадачиться чип-тюнингом, а поскольку процесс внешне немного представлял, решил изучить более детально.

Сразу оговорюсь, что для меня это просто увлечение, и на моем авто Hyundai Santa Fe 2003 3.5L АКПП, тюнингование наверное и не нужно, но я попробую.

Процесс чип-тюнинга

Первым вопросом надо было все разложить по полочкам, и я начал составлять план, и ставить задачи.

Процесс чип-тюнинга можно уложить в 3 этапа:

1. снятия дампа прошивки в авто;

2. корректировка дампа:

а) для оптимизации;

б) для устранения некоторых ошибок;

в) для задирания мощности.

3. заливка в авто модифицированной прошивки.

В некоторых случаях снятие дампа не является обязательным, поскольку в данное время, не так сложно найти оригинальную базовую версию прошивки, вашего конкретного ЭБУ, но при возможности, её можно сделать, по крайней мере хуже от этого точно не будет.

В моей задаче главным вопросом являлось понять, как же происходит весь этот цикл и рассмотреть каждый этап по порядку.

Часть 1. Оборудование для чип-тюнинга

Разделение оборудования условно можно разделить на 2 вида:

1. позволяющее делать прошивку через диагностический разъем OBDII;

2. для работы на столе.

Если с первым все более менее понятно, то для работы на столе придется снимать и в некоторых случаях разбирать блок ЭБУ, для чего нужна не только аккуратность, но и дополнительное полезное оборудование, которое применяется в зависимости от типа установленного блока управления двигателем Санта Фе:

1. позиционирующий стол, служит для фиксации блока ЭБУ, прямого и точного попадания контактов, исключающий смещение и плохое соприкосновение контактов (цена от 30 USD);

2. набор головок под разные блоки ЭБУ (обычно идет в комплекте со столом или устройствами работающими в bdm интерфейсе);

3. иглы для головок (лучше подпружиненные).

Kefico, Delphi Mт-38, Siemens SIM2K-341, Siemens SIMK43

Для снятия и заливки дампа стоит приобрести самые распространенное для этих целей оборудование (судя по тематическим форумам): Tactrix Openport 2.0, которое можно приобрести через Интернет на сайте производителя http://www.tactrix.com. Доставка с Америки до Санкт-Петербурга (прямо в руки) заняла ровно 7 дней, и была произведена компанией Fedex. Стоимость с доставкой около: 7200 руб. но мной были также заказаны OBD2 Extension Cable + Mitsubishi Reflash Connector, а общая сумма покупки составила: 250 USD, или 8000 руб. стоит учесть, что стоимость доставки зависит от региона и страны вашего пребывания.

На момент написания статьи, Openport 2.0 прекрасно работает почти со всеми ЭБУ Santa Fe, и является условно универсальным средством с поддержкой CAN и J2534.

Bosch EDC15 и EDC16

При прошивки через диагностический разъем OBDII, нам понадобится одно из следующего оборудования:

Для ЭБУ Bosch EDC15:

1. Galleto 1260 (цена около 20 USD)

2. FGTech Galletto 2 с BDM (цена около 150 USD)

3. MPPS K+CAN Flasher (цена около 40 USD)

4. Ecu Tuning Tool Kess (цена около 160 USD)

Для ЭБУ Bosch EDC16:

1. MPPS K+CAN Flasher (цена около 40 USD)

2. CMD CAN Flasher V1251 (цена около 60 USD)

3. FGTech Galletto 2 с BDM (цена около 150 USD)

4. Ecu Tuning Tool Kess (цена около 160 USD)

Для чтения-записи на столе через bdm интерфейс (для чего ЭБУ прийдется снимать и вскрывать) ЭБУ Bosch EDC16, нам понадобятся:

1. BDM100 (цена около 40 USD) или FGTech Galletto 2 с BDM (цена около 150 USD).

В принципе, это оборудование нужно, на случай, если что-то пойдет на так, и прошивка через диагностический разъем не произойдет. На мой взгляд, если нужен чип обоих блоков ЭБУ, и иметь возможность реанимации, то оборудование FGTech Galletto 2 будет наиболее полезным, для базового же уровня сойдет и MPPS K+CAN Flasher.

EDC15, на столе прошивается, практически любым программатором flash.

Bosch EDC17

При прошивке как через диагностический разъем OBDII, так и через bdm интерфейс нам понадобится следующее оборудование:

FGTech Galletto 2 с BDM (цена около 150 USD), которое позволяет шить данные ЭБУ Tricore в режиме boot mode, а саму процедуру прошивки мы рассмотрим отдельно.

Только через диагностический разъем OBDII, прошивать можно с помощью:

1. Openport 2.0 (описан выше);

2. MPPS K+CAN Flasher (цена около 40 USD)

Очень интересное оборудование, для работы на столе, с широким выбором ЭБУ с которыми оно может работать является KTAG K-TAG ECU Programming Tool ECU Prog (цена около 500 USD), которое позволяет работать с ЭБУ: EDC16, MH72XX, EDC17, SIEMENS SIMK43 и мн.др

Покупка любого указанного выше оборудования не гарантирует, что оно конкретно будет работать, поскольку часто продавцы оборудования пишут одно, а на деле оказывается другое. Единственный вариант, это приобретать, и пробовать снять прошивку, на этой стадии обычно крайне сложно завалить блок, если все делать по инструкциям предварительно изучив материал из нескольких источников. Но на момент написания статьи все Hyundai Santa Fe прошиваются через OBDII, и разборка нужна только в случае отсутствия нужно программного обеспечения, либо каких-либо проблем, при прошивке через диагностический разъем.

Часть 2. Программное обеспечение для чип-тюнинга

Следующим этапом встает выбор программного обеспечения для снятия и заливки дампа, для чего на ЭБУ Кефико можно использовать штатную программу идущую с Openport 2.0, которая называется EcuFlash (бесплатная), но на форумах многие рекомендуют MMC Flasher от Bruce Willis, который к сожалению, шьет только Kefico, для остального многие пользуются ChipLoader и CombiLoader.

Для работы с ChipLoader для линейки Hyundai Santa Fe необходимо:

1. USB-ключ + ПО - 3200 руб.

2. Siemens SIMK31/SIMK41/SIMK43/SIM2K-47/Siemens (через OBDII разъем, в том числе и по CAN шине) - 2800 руб.

3. Модуль Siemens 1 - 1200 руб.

4. Модуль Siemens 2 - 1200 руб.

5. Модуль SIM2K-140/141/341/D160- OBDII, Can - 4000 руб.

6. Модуль Delphi MT20U/MT38-OBDII - 2400 руб.

7. Модуль Tricore TC1762/TC1796-boot mode (ЭБУ семейства Bosch ME17.9.x и прочие с процессором Tricore TC1762/TC1796) - 8000 руб.

Итого: около 23000 руб.

Чтобы приобрести MMC Flasher от Bruce Willis. необходимо купить ключ который присылается по почте (флешка) + обязательно один из модулей, поскольку MMC делает только Kefico, это будет:

1. USB Ключ - 1300 руб.

2. 1 Модуль, h8/53x, SH7052,SH7055 - 6000 руб.

Итого: 7300 руб.

Есть ещё программа MultiFlasher от romik. который к сожалению делает поменьше Чиплоадера да и модули стоят подороже:

1. ключ - 35 USD (продается только с любым из модулей);

2. Siemens SIMK-31/41/43, SIM2K-47, чтение/запись - 100$;

3. Siemens SIM2K-140/141/142/341/D160, чтение/запись - 200$;

Итого: около 21000 руб.

1. базовый комплект — 6000 руб.; USB-ключ - 1000 руб.;

2. SIMK43/41/31 J2534 - 6000 руб.;

3. Bosch M7.9.7 KEFICO - 4000 руб.;

5. Siemens SIM2K 140/141/341/D160 - 5000 руб.;

6. модуль BSL TC17xx J2534 - 15000 руб.

Итого: около 37000 руб.

В статье рассмотрены программы без проблем работающие через OBDII, прямо на машине.

Автор остановил свой выбор на ChipLoader, прикупив модули по ежегодной новогодней скидке 30%, потратив на все около 16000 рублей.

Часть 3. Места установки ЭБУ Santa Fe и краткое описание

ЭБУ блок расположен в салоне автомобиля под центральной консолью, справа от педали акселератора, доступ к которому осуществляется через снятие пластиковой защиты (см. фото).

На наклейке, написан идентификатор ПО, который начинается с букв EH.

Delphi Mт-38

Блок ЭБУ расположен за воздушным фильтром в подкапотном пространстве, и имеет 2 разъема по 4 ряда контактов, одинаковых размеров.

На наклейке блока содержится информация в формате: CMabcc, где:

СМ - идентификатор автомобиля (Santa Fe);

a - одна цифра, год прошивки;

b - одна буква, обозначает регион и норму токсичности;

c - две цифры, обозначают объем двигателя.

Например, СМ6R27: Santa Fe, 2006 год, Россия E3, 2.7 литра

А также идентификатор прошивки в нижнем правом углу наклейки.

Siemens SIM2K-341

Блок ЭБУ расположен за воздушным фильтром в подкапотном пространстве, и имеет 2 разъема по 4 ряда контактов, разных размеров.

Siemens SIMK43, Edc15, Edc16. Edc16

Пока не добавлено, но места установки ЭБУ на Santa Fe всего 2: моторный отсек за воздушным фильтром и в салоне автомобиля под центральной консолью.

Часть 4. Прошивки ЭБУ Санта Фе

На сегодняшний день, под любой Hyundai Santa Fe можно купить готовую прошивку, цены на которые начинаются от 500 и заканчиваются 5000 руб. В первую очередь цена зависит от места приобретения и гарантии которая распространяется, в случае если прошивка не подойдет, её нужно будет дорабатывать (чего не любят многие калибровщики, и делают калибровку за дополнительную плату, несмотря на то, что косяк изначально может быть их) и т.п.

В России широкое распространение получили прошивки для Хундай Санта Фе от НП Адакт и PAULUS, у каждого из которых существует своя ценовая политика, и список представителей по регионам. Также в России встречаются прошивки от немецкой компании DIGA-TEC, с не настолько большим кол-во дилеров, и более высокой ценой на прошивки.

На форуме НП АДАКТ, есть пару человек которые занимаются корректировкой прошивок под некоторые электронные блоки управления, ниже я перечислил все варианты блоков устанавливаемых на Santa Fe, а также добавил немного информации по автомашинам, на которых они стоят (список не полный):

Прошивки Hyundai, Kia с ЭБУ SIMK-43 (процессор - C167xxx)

стоимость 1-й прошивки - 2500 рублей, стоимость всех - 30000 рублей

Рекомендуемая ими цена на репрог: 8000 руб.

Список авто:

2.7 бензин (173hp, 2000-2006 Santa Fe I (SM)) - SIMK43

2.0 (136hp) - SIMK43

Прошивки Hyundai (SantaFe 2.4, Sonata 2.0, Trajet 2.0, Terracan 3.5. ) с ЭБУ Kefico (процессоры - MH8206F, MH8305(06)F, MH7203FA, MH7202F)

стоимость 1-й прошивки - 2500 рублей, стоимость всех - 30000 рублей

тюнинг масштабных моделей своими руками

Рекомендуемая ими цена на репрог: 8000 руб.

Список авто:

3.5 бензин (195hp, 203hp, 205hp, 2000-2006 Santa Fe I (SM))

2.4 бензин (136hp, 146hp, 150 hp, 2000-2006 Santa Fe I (SM))

Прошивки Hyundai, Kia с Эбу Bosch Edc15, Edc16

стоимость 1-й прошивки - 4000 рублей (для пост. покупателей - 3000 рублей), стоимость всех - 50000 рублей

Рекомендуемая ими цена на репрог: 8000 руб. и 10000 руб. соответственно на EDC15 и EDC16.

Список авто:

2.0 CRDI (112hp, 125hp, 140hp, 2000-2006 Santa Fe I (SM)) - Bosch EDC15

2.2 16V CRDI (150hp, 153hp, 155hp, 2006-. Santa Fe II (CM)) - Bosch EDC16

2.5 CRDI (2006-. Santa Fe II (CM)) - Bosch EDC16C39

Прошивки Hyundai, Kia с Эбу Delphi Mт-38 (CAN, K-Line)

стоимость комплекта под конкретный идентификатор ЭБУ - 3000 рублей, стоимость 1-й прошивки - 2500 рублей

стоимость всех - 24000 рублей

Рекомендуемая ими цена на репрог: 8000 руб.

Список авто:

2.7 (185hp, 189hp, 193hp 2006-. Santa Fe II (CM))

3.3 (242hp, 2006-. Santa Fe II (CM))

3.5 (2010-. Santa Fe II (CM))

Прошивки Hyundai, Kia с Эбу Bosch Edc17

стоимость 1-й прошивки - 6000 рублей (для пост. покупателей - 5000 рублей), стоимость всех - 50000 рублей

Рекомендуемая ими цена на репрог: 12000 руб.

Список авто:

2.2 16V CRDI (155hp, 197hp, 2010-. Santa Fe II (CM)) Bosch EDC17CP14 BOOT (TriCore)

2.2 16V CRDI (197hp, 2012-. Santa Fe III (DM)) Bosch EDC17 (TriCore)

Прошивки Hyundai, Kia c ЭБУ SIM2K-341 (процессор MPC561)

стоимость комплекта под конкретный идентификатор ЭБУ - 3000 рублей, стоимость 1-й прошивки - 2500 рублей, стоимость всех - 35000 рублей

Рекомендуемая ими цена на репрог: 9000 руб.

Список авто:

(2006-. )

2.4 бензин (174hp, 2010-. Santa Fe II (CM))

2.4 бензин (175hp, 2012-. Santa Fe III (DM))

В принципе это все, что охватывает Hyundai Santa Fe 2000-2012 г.в. и как видно прошивку можно официально приобрести, в т.ч. у представителей Adact, в 2-3 раза дешевле, стоимости всей процедуры чип-тюнинга, но к сожалению, авторы калибровок не сообщают, что они меняют, и прошивка предоставляется As is (как есть, без гарантии).

Также можно купить прошивку у тех, кто участвовал в различных складчинах, или достал эти прошивки другим образом, тогда цена за одну прошивку будет от 500 руб. (в 5-7 раз дешевле официальной), а все комплекты прошивок перечисленные выше от 5000 руб.

В принципе, при условии продажи As is, это вполне нормально, поскольку что купив за 5000, что за 500, техническая и информационная поддержка будет незаметна, в комплектах есть вполне доступный информационный материал по процедуре замены прошивки ЭБУ с фото и примерами, к тому же, например, авторы обновлений прошивок Adact не работают с владельцами авто, не являющихся профессиональными диагностами. Но. иногда софт претерпевает изменения и корректировки, а самая свежая версия всегда находится в программе Адакт - APC, а также возможна докалибровка прошивки, и сомнительная гарантия на качество.

Прошивка Santa Fe (чип-тюнинг Санта Фе) с ЭБУ Kefico

Часть 1. Сохранение оригинальной прошивки ЭБУ

Мне свой дамп снять удалось с помощью EcuFlash, который после танцев с бубнами все же считал прошивку, а вот ломанный ChipLoader 1.97.7, который был на момент действия, выдавал ошибку, вполне возможно, что в версии 1.97.7, Openport 2.0 ещё официально не поддерживался, поэтому соединение с ЭБУ установить через него не получились. Единственным вариантом, является проверка новой версии софта, которую я уже приобрел, чем собственно в скором времени я и займусь.

Написал про бубен, а пользоваться им не научил. прочитав Kefico 3rd-Gen мануал, узнал, что подавать сигнал для перевода ЭБУ в режим программирования нужно кратковременно, что я и пробовал делать в разных последовательностях и комбинациях, но в моем случае оказалось, что сигнал должен быть все время, пока идет чтение-запись через EcuFlash.

Часть 2. Определение типа ЭБУ и идентификатора прошивки

Данные считанные программой EcuFlash:

Internal ID: 858200F1

Memory model: SH7052

Flash metod: mitsukernel

А значит, это: 256k - Kefico 3rd-Gen CPU MH8206F (hitachi SH7052)

256к - объем памяти

Kefico 3-е поколение

Процессор: Hitachi SH7052 (Mitsubishi MH8206F)

Смотрим тип процессора и номер прошивки в HEX редакторе, для сверки данных:

по адресу 3FFFA (6 байт): SH7052

по адресу F52 (4 байта): 85 82 00 F1

F1 - означает версию калибровки

На наклейке блока ЭБУ, также присутствует запись EH8582-F1, поэтому можно определить и так, но т.к. ЭБУ при написании данной статьи не снимался, идентификатор был выяснен считав прошивку. Для автомобилей, где ЭБУ установлен в подкапотном пространстве узнать эту информацию не составляет особого труда, без применения сложных манипуляций.

Кстати, свой ID можно также легко узнать, через простенький девайс ELM327 (хоть USB, хоть Bluetooth) и программы для диагностики, например: ScanMaster-ELM и ScanXLPro (можно скачать бесплатно в Интернете работающие версии с ключами), в информации об автомобиле будет ID, в данных которого указан номер прошивки, по которым воспользовавшись поиском, можно узнать свой процессор.

Вообще процедура определения ЭБУ должна быть на первом месте в этой статье, поскольку исходя из его типа, выбирается программное обеспечение, оборудование и последовательность действий необходимых для чип-тюнинга.

Часть 3. Поиск модифицированной прошивки ЭБУ

Воспользовавшись поиском (Яндекс, Гугл) по ключевому слову EH8582 мной было найдено, что есть прошивка от Адакта, в складчине Василия Армеева:

\Kefico 3rd-Gen_MH8206F\EH8582_F1\EH8582_F1_MOD.bin

\Kefico 3rd-Gen_MH8206F\EH8582_F1\EH8582_F1_MOD_E2.bin

\Kefico 3rd-Gen_MH8206F\EH8582_F1\EH8582_F1_ORI.bin

И стоит она официально 2500 руб.

Часть 4. Подключение оборудования для прошивки ЭБУ

На моем авто Hyundai Santa Fe 3.5L 2003 год АКПП USA, стоит ЭБУ Kefico, поэтому искал по нему диагностический разъем, который располагается рядом с OBDII, для подачи на него импульса пин-код для перевода ЭБУ в режим программирования, для снятия прошивки, поскольку программирование можно начинать сразу, через OBD - II, но есть несколько правил, в том числе это сохранение старой прошивки, на случай необходимости отката.

В мануале по прошивке Kefico нумерация разъемов и распиновка указаны лишь для примера и одного конкретного блока, на самом деле в блоке управления разъемы размещены в зависимости от вида блока, например, в порядке слева-направо:

1. I4 M/T

C22-1, C22-2, C22-3, C22-4 (фото разъемов можно найти в CC-13, Control harness (2), документации Connector configuration).

Например, в колодке C22-4, 9 контакт, расположено разрешение программирования, по схеме (Flash source), который далее встречается в разъеме MC02, контакт 17.

2. I4 A/T

C21-1, C21-2, C21-3, C21-4 (фото разъемов можно найти в CC-12 и 13, Control harness (1 и 2), документации Connector configuration).

Например, в колодке C21-4, 13 контакт, расположено разрешение программирования, по схеме (Flash source).

Например, в колодке C22-4, 9 контакт, расположено разрешение программирования, по схеме (Flash source), который далее встречается в разъеме MC02, контакт 17.

3. I4

C21-1, C21-2, C21-3, C21-4 (фото разъемов можно найти в CC-12 и 13, Control harness (1 и 2), документации Connector configuration).

Например, в колодке C21-4, 14 контакт, расположено разрешение программирования, по схеме (Flash source).

Например, в колодке C22-4, 9 контакт, расположено разрешение программирования, по схеме (Flash source), который далее встречается в разъеме MC02, контакт 18.

4. V6

C23-1, C23-2, C23-3, C23-4 (фото разъемов можно найти в CC-13 и 14, Control harness (2 и 3), документации Connector configuration).

Благодаря тому, что это выяснено, проще будет по схемам (документация Schematic diagram, раздел MFI Control System, страницы SD70-96) искать штекер куда выведен контакт возле блока предохранителей, для получения разрешения на программирование без разборки панели, для доступа к блоку управления, а если обратите внимание на рисунок: Диагностический разъем (разъем M12), то в нем присутствует Flash source (контакты 6,7,8), это именно то, что нам и нужно, в зависимости от модификации, а сверить это можно по схемам.

Часть 5. Заливка прошивки ЭБУ Kefico

Заливка прошивки осуществляется той же программой, что мы использовали для снятия дампа прошивки, без каких либо изысков.

Прошивка Санта Фе CRDI (чип-тюнинг Santa Fe дизель) с ЭБУ Bosch EDC15 и EDC16

Часть 1. Общая информация

Как я писал выше, ЭБУ Bosch EDC15 и EDC16 ставились на дизельные автомобили Santa Fe с объемами двигателя 2.0, 2.2, 2.5L:

2.0 CRDI (112hp, 125hp, 2000-2006) - Bosch EDC15C2

2.2 16V CRDI (150hp, 155hp, 2006-. ) - Bosch EDC16C39

2.5 CRDI (2006-. ) - Bosch EDC16C39

В EDC15 калибровки находятся во флеш-памяти 29F400 (48 ног, цена в радиодеталях около 200 руб.), и прошивка может осуществляться через OBDII, так и работой с flash. Для работы с flash памятью, её нужно или выпаивать и помещать в программатор, или использовать прищепку типа DIP40-SOIC44, что на мой взгляд более удобно.

EDC16 на столе делается с помощью оборудования указанного выше, позже я размещу фотографии этого метода чипа.

Часть 3. Поиск модифицированной прошивки ЭБУ

Тут все просто, берем и вбиваем в поисковик: EDC16 Santa Fe, и на первой странице находим уже продавцов прошивок.

Часть 4. Подключение оборудования для прошивки ЭБУ

в стадии написания.

Послесловие.

Итак, мы рассмотрели общую часть теории, и практику на ЭБУ Кефико, в дальнейшем, мы рассмотрим другие типы ЭБУ, если будут желающие для экспериментов.

Если вы решили делать чип-тюнинг у частных мастеров или в автосервисе, я хотел бы дать несколько советов, которые помогут вам избежать некоторых проблем, которые могут возникнуть:

1. если вам заявляют, что чип-тюнинг делается на исправное авто, и задача улучшить, а не починить, при этом не производя диагностику, бегите от такого чиповщика, поскольку в случае любой проблемы виноват будет клиент, которого якобы уведомили. Чиповщик должен быть ещё и диагностом и сам проверять авто перед чиповкой.

2. если прошивка осуществляется через диагностический разъем требуйте наличие бесплатного манибека минимум 2 недели, а лучше 1 месяц, это позволит вернуться обратно к базовой прошивке, в случае проблем которые бывали с прошивками или если вам просто не понравится.

3. контролируйте процесс работы, и находитесь если не рядом, то в пределах видимости авто, но не мешайте мастеру, дабы не быть обвиненным в косяках.

4. согласовывайте стоимость до начала работ, а оплату производите после выполнения работа. Если мастер попытался, но не смог сделать работу по диагностике, и вынужден снимать блок, при этом увеличивая стоимость работ, смело посылайте его на 3 буквы, поскольку сделано это скорее всего из-за его кривых рук, отсутствия софта или неопытности, а значит на стоимость работ влиять не должно.

5. при приеме работы не торопитесь сразу уезжать по своим делам, попробуйте авто на разных скоростях и оборотах, причем крайне желательно тест проводить с чиповщиком в авто (иногда можно и в багажнике ). Eсли наблюдается небольшая детонация, не пугайтесь, через 1-50 км. она часто пропадает, хотя если ездили до этого на 92-м бензине, иногда приходиться переходить на 95-ый.

P.S. Если кто-то обнаружит ошибку в создаваемом мануале, есть просьба сообщать.

Все собранные и описанные материалы принадлежат их автору, любой перепост без разрешения запрещен.

А в случае получения разрешения, ссылка на статью обязательна.

Ну это так, чтобы труды ценились.

Неоновая подсветка для авто - тюнинг своими руками

Описание video материала:
http://xviktorx2007.narod.ru/Avtotuning1.html более подробная инфа по схеме и тд. Довольно простенькая схема - уже штук 10 их сделал, разных мощностей ну лампы в 30 Ват поджигал